Благотворительный фонд
«Духовное наследие» им.С.Ф.Жилкина и Тольяттинская консерватория преподнесли
родному городу настоящее духовное наследие великой русской культуры – детскую
оперу Цезаря Кюи «Кот в сапогах» на сюжет самой известной сказки Шарля Перро.
Фонд
«Духовное наследие» (председатель М. Криштал, исполнительный директор М.Шубина),
созданный в 1996 году, реализовал и поддержал множество ярких проектов
городского масштаба. Продолжая славные традиции русских меценатов, руководство
Фонда в рамках проекта «Русская опера – детям» выступило с инициативой постановки
детской оперы, которую и осуществил музыкальный театр «Орфей» Тольяттинской
консерватории при финансовой поддержке фонда и Правительства Самарской области.
Премьера состоялась 1 июня в Международный День защиты детей в концертном зале
Дворца культуры «Тольятти» (директор В.Колосов).
Почему именно опера? Современные
дети растут в звуковом поле поп-культуры, которая мало способствует гармоничному
развитию личности, а подгоняет его духовные запросы под усредненный шаблон
коммерческого формата. Особенности оперного искусства заключаются в особом влиянии
на нравственную, духовную и эстетическую сферу человека любого возраста,
особенно ребенка, ведь выразительные возможности музыки еще больше расширяются
благодаря наличию слова, усиливающего эмоциональное воздействие. Опера учит слушать
и понимать, воспринимать искусство не как развлечение, а выражение глубокого смысла и содержания.
Опера
«Кот в сапогах» – нечастый гость на Российской
оперной сцене, хотя это глубоко национальная, романтическая опера, с сильным
элементом сказочности, полетом мысли и глубины чувства, оттенком славянской задушевности и тонкого
гармонического вкуса. На основе клавира для
фортепиано образца 1913 года, партитуру и оркестровку для состава
симфонического оркестра на высоком профессиональном уровне выполнил доцент
Тольяттинской консерватории Ю.Кондратьев.
Сегодня нам известно
немало детских музыкальных спектаклей и мюзиклов, но в начале двадцатого века,
когда искусство для детей делало только
первые шаги, впервые в истории русской музыки композитором Ц.Кюи была написана опера для детей. Гармонически изысканный характер музыки наполнен
нежностью, грацией и тем непринужденным юмором, который всегда легко
улавливается детьми. Благодаря тому, что Кюи удалось найти музыкальный подход к
психологии детской души, опера «Кот в сапогах» имела огромный успех у маленьких
зрителей Европы, где она до сих пор пользуется большой популярностью.
Репетиции
спектакля проводились в Тольяттинской консерватории на базе музыкального театра
«Орфей», который является учебной площадкой, где студенты пробуют
себя на профессиональной сцене, приобретают опыт соединения вокального и
драматического мастерства. Артисты играют и поют, демонстрируя замечательные
традиции, которые студенческий театр приобрел за годы своей истории.
Итак,
премьера состоялась при полном аншлаге, что в очередной раз доказывает наличие
большого интереса горожан всех возрастов к оперному искусству. Перед началом
спектакля благотворитель фонда И.Гендель зачитала приветственное письмо с
пожеланиями успехов от министра культуры Правительства Самарской области
г.О.Рыбаковой.
Состав
исполнителей, выступивших на премьере, показал и доказал, что Тольятти располагает
профессиональными кадрами, такими яркими голосами и характерами, каким могли бы
позавидовать и столичные театры. Открытием стали молодые певцы, среди которых
не только студенты Тольяттинской консерватории, но и приглашенные юные артисты,
успешно прошедшие кастинг. Прекрасные голоса, сценическая внешность, редкая для
дебюта органичность. В спектакле на равных поют и танцуют все (балетмейстеры
Харитонов Н.и Павловская Н.), включая артистов хора, перед которым была
поставлена сложная задача – ведь певцам приходилось еще и танцевать на уровне
профессионалов. Солисты наполнили спектакль свежим дыханием, действие оперы
протекало поэтично и музыкально.
Студенты
консерватории, являющиеся фактически уже профессиональными исполнителями,
безусловно, украшали спектакль. Под руководством заведующей кафедрой
академического пения доцента Варламовой С. раскрылись голоса артистов: приятный
лирический тембр Маркиза-Жака (тенор Коновалов Н.), настоящий мужественный
баритон короля (Воинов Д.) был оттенен изящным сопрано капризной принцессы
(Шарифуллина А.), их голоса звучат полетно и легко. В сказке для детей важной
составляющей наряду с вокальным мастерством актеров является их способность
создать на сцене яркие запоминающиеся образы, чему и способствовали богатые тембрами
басы братьев Жана (И.Галичев и Н.Аббасов). Густой насыщенный бас и
драматическая эмоциональная актерская игра А.Ратникова, исполнявшего партию
Людоеда, стали динамическим центром постановки.
Под стать им были юные, но уже отмеченные лауреатскими регалиями
артисты, а также учащиеся творческих студий города и юные исполнители, впервые
принимавшие участие в подобных постановках, среди которых: П.Мирабишвили, Е.Кобенко,
А.Куценко, А.Сологуб, А.Айдарова, М.Самойлова, А. Незванкина,
Е.Шмелева и др. Все они
показали высокий артистизм, культуру певческого звука и отменное вокальное
мастерство, развитые музыкальные способности и свободное раскованное пение. Умилительно
выглядела самая юная участница спектакля В.Тонковидова, которая в свои четыре
года держалась на сцене смело и уверенно, точно выполняя поставленные перед ней
задачи. Все они влились в музыкальную ткань спектакля естественно и
непринужденно. Особенно красочно и выразительно смотрелись массовые сцены,
который в очередной раз подчеркивали уникальность проекта: участие в нем разновозрастного
состава артистов от 4 до 19 лет, предоставление
детям и подросткам возможности бесценного опыта
творческого общения, приобретения новых профессиональных навыков. Вручая
почетные дипломы участникам после окончания спектакля, руководитель
департамента культуры мэрии Тольятти Е.Кузнецова отметила безусловный успех
спектакля и яркие, запоминающиеся
образы, созданные мастерством каждого исполнителя.
Артисты
не боялись казаться смешными, что немедленно отражалось на реакции зала:
возмущенный кот, расхаживающий по замку; маркиз, уморительно изобретающий
оправдании; простофиля Людоед, которого перехитрил кот – это и много другое
заставляло публику смеяться и полюбить всех героев.
Интересно
в спектакле решены отрицательные персонажи. Их облик, суждения и поступки
скорее вызывают смех, нежели резкое отрицание и неприятие: будь то упивающийся
своим величием Король, безвольные братья Жана, или вредные придворные. Атмосфера
игры стала первостепенной, она захватила зрителей всех возрастов, которые
увлеченно следили за развитием событий, искренне и непосредственно реагировали на
происходящее на сцене. Умение дружить, быть добрыми и заботливыми – простые, но
такие важные истины, именно они остаются в сердцах и душах зрителей после
просмотра спектакля.
У
режиссера (А.Гордиенко) сложился творческий тандем с артистами, которые уловили
дух постановки. Так, Жан, он же Маркиз, наделен
чертами, свойственными духу молодости: максимализм, открытость миру, умение мечтать
и бороться за свои мечты. Творчески удачной стала роль Кота (в ярком исполнении лауреата международных
конкурсов М.Коцько), который оказался надежным
и верным другом, готовым поддержать в самых сложных ситуациях.
Надо
отдать должное качеству оформления спектакля: красивые костюмы (художник по
костюмам Е.Варенникова), выполненные благодаря финансовой поддержке фонда
«Духовное наследие», который давно оказывает
всесторонней поддержку в сохранении исторического и культурного наследия
Тольятти и Поволжья, в формировании максимально благоприятных условий
дальнейшего духовного, культурного и нравственного роста тольяттинцев.
Следует
отметить особую фактуру спектакля, которая была создана при помощи видеопроектора.
Пейзажи, интерьеры дворцов короля и Людоеда, эскизы которых были выполнены
юными художниками школы им. М.Шагала (директор М.Фрейдлина), создавали
прозрачный фон и иллюзию присутствия. Живописный реквизит, выполненный в
мастерских детского учреждения «Дельфин» (директор С. Лященко), ярко и удачно
дополнял и оттенял образы героев.
Отдельно
следует отметить симфонический оркестр Тольяттинской консерватории, который
сегодня известен далеко за пределами родного города. Оркестр в руках
художественного руководителя и дирижера заслуженного деятеля искусств РФ профессора Прасолова Е.Н. следовал за
солистами, пел с ними прекрасную музыку Ц. Кюи, сверкал палитрой тембров,
улавливал все тонкости фразировки и яркие динамические контрасты. Дирижер
читает партитуру так, что у слушателей не возникает сомнения в его интерпретации
– настолько классично, выверено звучат все темпы и динамические контрасты. Опера
слушается на одном дыхании, не заскучал даже зритель, далекий от оперного
искусства. Мастерство исполнителей (включая оркестрантов) создало захватывающий спектакль.
Нельзя
заставить полюбить классическую музыку (как и что-либо другое), но зато
возможно раскрыть перед каждым слушателем иное измерение реальности, которое
создает высокая культура, что и является одной из главных просветительских
задач проекта «Русская опера – детям». Кроме того, одним из важных направлений
работы фонда является поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому
приятным сюрпризом стало объявление представителя фонда И.Кочура о награждении
трех участников проекта поездкой в творческую школу во Францию.
Реализация такого масштабного проекта, который все выше
поднимает профессиональный уровень артистов и открывает новые горизонты высокого искусства для
зрителей, имеет большое значение в
развитии культурного пространства Тольятти, подтверждает востребованность
оперного искусства в нашем городе и наличие кадров для его реализации.
|